Придумали мы эту специализацию - Александр Моховиков и я , Елена Калитеевская, в 2003 году. Так получилось, что идея авторская. А музыка народная... все эти блоки напряжения мы собирали от людей из разных групп. То, что волновало, напрягало, искало и не находило ответа.
Каждая группа , каждая сессия это всегда была неизвестность. Что будет? Какая тема? И хватит ли нам внимательности, чувствительности, небезразличия, терпения , сил и любви работать с этим диким сопротивлением, с болью и агрессией, потому что наша профессия всегда сильно цепляет жизнь... прямо за ее сердцевину.
Эта специализация поднимает вопросы, о которых не очень принято говорить, ответы на которые не очень хочется осознавать, ту реальность, которая касается изнанки нашей профессии. Вопросы, с которыми сталкиваются все практикующие терапевты и на которые нет ответов, поскольку ответы изолированы стыдом. А они, эти вопросы , все равно встают и требуют поиска ответов. Наш проект это лаборатория опыта.
Это, конечно же, новый проект
В нем участвуют практикующие терапевты, супервизоры и тренеры, принадлежащие разным поколениям, разным временам, развивавшие свою практику в разных условиях социального поля.
Группа 15-18 человек, без аквариума.
Основные темы :
*Профессиональное поле Гештальт терапии- теоретическое Поле, поле практики, коллегиальное поле
*Супервизия как основа профессиональной культуры
Зачем нужна супервизия?
• СУПЕРВИЗИЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ В ТЕРМИНАХ
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ.
Экзистенциальное измерение супервизии.
• Как формируется и развивается практика?
• Экзистенциальный выбор психотерапевта. «Колея судьбы» и личная философия психотерапевта.
• Как мы приходим в профессию и как мы в ней остаемся?
Откуда мы приходим? Из каких социальных групп, из какой культуры? И куда мы идём? Зачем?
*Чем мы занимаемся, называя это психотерапией? Супервизией?
• Отношения психотерапии и жизни: цена и «изнанка» профессии.
*Сопротивление профессии.
Социальный фон, его влияние на развитие профессии.
Отношения терапевта и социума . Социальная роль , дистанция , принципы уважения к среде и реальности .
Этапы развития сообщества и экзистенциальные вызовы, сопровождающие каждый этап.
• Профессиональное самосознание и полевое психотерапевтическое мышление. Формирование психотерапевтического мировоззрения.
Терапевтический селф- процесс. Что это такое? Этапы его формирования.
Психотерапевт и профессиональное сообщество как этап формирования терапевта.
Сепарация терапевта от материнских фигур профессиональных сообществ , автономия или изоляция ?
Терапевты разные. Супервизоры разные. Преподаватели ГТ разные. Кто-то готов обсуждать, принимая ответственность за субъективность мнения, кому- то нужно одобрение вышестоящих инстанций. И ответы нужны разные. Ясные, однозначные. Неприемлемые, но вынуждено приемлемые, чтобы сертифицироваться. А кому то нужны ответы, заставляющие думать. И еще один важный аспкт- можете ли Вы обсудить это открыто? Без ужаса перед последствиями? Думайте сами, что вы выбираете
Супервизорские группы- зачем они? Что такое Моя практика? Частная практика , действительно ли она принадлежит терапевту?
Иллюзии и реальность.
Маргинальные структуры в сообществе. Изгойство. Длительное сотрудничество. Команды.
Кризисы учителей, боль и благодарность, цена этих переживаний.
Региональная власть, пограничная ситуация, кризис коллегиальности, практика онлайн.
Диффузия профессиональной идентичности как этап становления в профессиональном поле. Как вырасти?
Трансферентные процессы в сообществе. Ресурсы и засады ко терапии .
Зависть, признание и ревность в ко-терапии.
*Двойные отношения. Феноменология психотерапевтической дружбы.
Личное напряжение и профессиональная коммуникация. *Власть и «хорошая форма».
Развитие подхода и развитие сообщества- это разные процессы. Что важнее? Социальная динамика, борьба за статус, отношения , власть и деньги или развитие новых идей и направлений работы?
• Отношения и убеждения: экзистенциальная боль психотерапевта. Ценности. Целостность бытия и
ресурсы его несовершенства. Ресурсы расщепления.
Усилие, насилие и бессилие -дилеммы развития. Развитие или адаптация?
Терапевт это тот, кто способен к качественному профессиональному присутствию на границе контакта, сохраняя терапевтическую позицию, способность к дифференциальному мышлению, способный оставаться в контакте, диалоге и конфронтации в негативном переносе, продолжая поддерживать осознавание клиента, отделяя профессиональный контакт от возникающих аффектов. Терапевтический селф- процесс это сложная, выстраиваемая годами система профессиональной личностной саморегуляции. При этом важно понимать, что терапевтический селф-процесс формируется постепенно и постоянно тестируется качеством коллегиальности в супервизорских группах и других профессиональных пространствах. Коллегиальность означает, что дело важнее отношений, напряжение в отношениях можно выдержать ради дела и его продолжения. В этом отличие профессиональных проектов от социальных тусовок с разговорами о важности профессии.
Супервизия частной практики как ключ к личной философии практикующего терапевта.