Программа специализации:
1. Определение зависимости как феномена.
Экзистенциальное измерение феномена зависимости как диагноза эпохи и как бытия человека в современном мире. Онтология зависимости. Обсуждение выхода понимания зависимости за пределы химической зависимости в область эмоциональной зависимости, общественного сознания, формирование созависимых систем как феномена культуры и профессиональных сообществ. Зависимость рождается как фигура на фоне общества, как порождение социальной и культурной среды как способ снижения социальной тревоги.
Рассматривается соотношение понятий эмоциональной зависимости и созависимости. А также эмоциональной зависимости и Любви. Различение ярости и гнева. Аффекта и переживания.
2. Различие интрапсихической и полевой моделей.
Обзор различных существующих концепций:
Зависимость как болезнь. Зависимость как зона отношений. Зависимость как семейная болезнь. Зависимость как болезнь безответственности. Зависимость как поиск удовольствия.
Зависимость как творческое приспособление. Зависимость как способ избегания контакта. Зависимость как болезнь одиночества. Зависимость как пограничное расстройство. Зависимость как выученная беспомощность. Зависимость как оральная фиксация. И т.д.
Введение в существующие модели: дефицитарная, аналитическая, личностная фиксация, проблемы в развитии, генетическая, травматическая, клиническая., семейная, религиозная и т.д.
Мы же рассматриваем различия понятий "симптом" и "феномен", даем развернутый взгляд на различия медицинской модели и феноменологической психотерапии. Полевая модель в понимании феномена зависимости. Феномен это окно в мир контакта ( А. Моховиков).
Созависимость как полевой феномен.
3. Понимание зависимости как непрерывно развивающегося процесса (Addictive-self). Раскрытие понятия "addictive-self".
Addictive Self= Addictive Id + new personality + new ego
Addictive id = Self + обьект употребления
Статья «Экзистенциальное измерение феномена зависимости» в новом сборнике МГИ , Гештальт2019
4. Феноменология зависимости с точки зрения гештальт-терапии (авторская концепция описания 13 стадий зависимости), с позиции теории развития, в соотнесении с основными экзистенциальными вызовами по И. Ялому и стадиями цикла- контакта и теорией селф- процесса
Первые стадии развития зависимости являются периодом контролируемой зависимости и могут быть условно обозначены метафорой "беременности", за которой следует или не следует рождение addictive-self.
Это новое "рождение", в котором на первом этапе формирования рожденного "addictive-self" реабилитационная группа выполняет "материнскую функцию" адаптации и стабилизации. И является поддержкой "детского периода развития". Для эмоционально зависимых нет клиник. Именно поэтому они так активно идут в различные обучающие группы, терапевтические группы и программы. Индивидуальная терапия , посвященная персональному переживанию экзистенциальных вызовов, может начаться только в случае формирования индивидуальной мотивации к сепарации и выполняет роль"отца" . Этот период условно соответствует метафоре кризиса "подросткового возраста". Формирование новой идентичности вновь рожденного "Я" . Также рассматривается последующее развитие addictive-self в метафоре "кризиса среднего возраста" и осознавания своих ограничений.
При этом развитие при зависимости навсегда остается освобождением, движением к "свободе от" в отличие от "свободы для".
Борьба между собственной интенсивностью и интенсивностью возбуждающей среды порождает очень сильный этический конфликт между доверием себе в обретении контроля и доверием к собственной впечатленности вызовами реального мира. Один селф процесс переживаемый как 2 Жизни. Необходимость постоянно "держать усилие" , чтобы синхронизировать эти 2 логики. Процесс такой синхронизации требует навыка и личного усилия.
В специализации делается акцент на феномене эмоциональной зависимости и проживании экзистенциальных вызовов на каждой из 13 стадий.
Развитие—это восстановления работы переживания через проживание боли в отношениях. Только тогда это становится опытом и частью личной истории. Так восстанавливается Ваша целостность, связность опыта и право на собственную жизнь.
Развитие осуществляется на энергии тревоги, рождающейся между определенностью и возможностью.
Развитие человека происходит на протяжении всей жизни через становление новых и новых механизмов саморегуляции.
5. Работа с феноменом зависимости как экзистенциальный вызов самому терапевту.
Рассматриваются 4 терапевтические стратегии работы на разных этапах : 1- диагностика стадии развития зависимости, исследование "цены" пребывания в зависимых отношениях и возможности выбора клиентом контроля процесса развития активной зависимости. 2- жесткая реабилитационная конфронтация в случае уже неконтролируемой и деструктивной фазы развития зависимости. 3- терапевтическое сопровождение в реабилитационном периоде . 4- терапевтическая работа , направленная на поддержку развития нового селф процесса ( AddictiveSelf) в принятии и проживании экзистенциальных вызовов. При этом важно понимать и это понимание является особенностью нашей программы, что
1) зависимые не являются однородной группой и очень сильно дифференцированны в своих возможностях развития. На это влияет множество факторов, в том числе личная и социальная ситуация развития до начала опыта активной зависимости , а также личностные особенности и возможность человека вернуться к опыту держать усилие в невыносимой ситуации.
2) Описанные терапевтические стратегии будут рассматриваться в программе с учетом вышеизложенных факторов и в опоре на личную этику и философию терапевта в его отношении к феномену зависимости, а так же на способности терапевта самому принимать напряжение и тревогу экзистенциальных вызовов реальности своей жизни. Основой этики терапевтической работы с феноменом зависимости является поддержка осознавания клиентом его персональных вопросов и задач развития в противоположность жесткому интроецированию и заданным моралью представлениям терапевта и общества о "здоровье". Работа с «сопротивлением. Терапевта».